(1)Не
помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешёл
временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем
микрорайоне, жила бабушка. (3)Новенького посадили со мной, и это мне не
понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым - нельзя,
посадите с Саней Табуховым - опять нельзя, а тут, оказывается, можно!
(4)Новенький
несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «как зовут?»,
«где живёшь?»... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.
(6)А
после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьёзно,
больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая.
(9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом
Серёжке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки
Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. (10)За ним побежали, но догнать не
смогли. (11)Серёжка Романов, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы
хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с
новеньким сегодня же, во что бы то ни стало.
(13)-
Димон, ты же сидел с ним! (14)3айди к нему, позови его к себе домой - музыку
там послушать или чего ещё... — попросил меня Колька Лыков.
(15)-
Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.
(16)Мне
польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что
поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу
выполнить только я.
(17)Через
полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.
(18)-Тебе
чего?
(19)—
Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — насмешливо сказал я. (21)- Ты-то
умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.
(22)
- А ты-то при чём?
(23)-
Как при чём? - удивился я. (24)- Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне
за тебя и вломили! (25)До сих пор рёбра болят... (26)Пройти-то можно?
(27)-Проходи...
(28)Мы
попили чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (30)Потом я
посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.
(31)-Давай
только не сегодня!
(32)Внутри
у меня всё упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле
недостроенного дома.
(33)-
Понимаешь: у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему
какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты...
(34)
- Ну, раз так, то пойдём...
(35)Тот
путь я помню до сантиметра, словно шёл босиком по гвоздям. (36)Новенький что-то
говорил мне, а я торопливо кивал головой. (37)Недостроенный дом. (38)Я вижу
выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и
краски... (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40) Я
остановился. (4!)А новенький сделал ещё несколько шагов. (42)Кусты
шевельнулись. (43)Всё! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще
улыбнулся.
(45)Самое
страшное было дальше. (46)Судьба, видно, решила провести меня до последнего
круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул:
«Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он
набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.
(49)
- Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?
(51)И
тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он всё понял и
посмотрел на меня. (53)Удивлённо, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показалось,
что сожжённая этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...
(55)...Уже
много лет я мечтаю кого-то спасти: вытащить тонущего из воды, защитить девушку
от хулиганов, вынести раненого с поля боя, я согласен даже умереть, совершая
героический поступок. (56)Но никто на моём пути не тонет, никто не горит, никто
не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу своё
окровавленное сердце: всё надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною
паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймёт. (59)Или, по крайней мере,
выслушает... (60)Но он живёт где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели
временно, и наши жизненные пути всё никак не могут пересечься.
(По В. Надыршину*)
*Надыршин
Василий Михайлович - (род. в 1933
г.) – современный публицист, автор статей и рассказов на
морально-этические темы.
Информация о тексте
Основные проблемы |
Авторская позиция |
1. Проблема предательства.
(Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого
человека ради мнимых «традиций»? Какие внутренние изменения происходят в душе
того, кто совершил предательство?)
|
Невозможно понять и оправдать
того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека.
Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести;
предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.
|
2. Проблема самоутверждения
личности в коллективе. (Что вызывает уважение или презрение к человеку в
коллективе? Как заслужить одобрение окружающих?)
|
Авторская позиция. Нужно
следовать законам чести, а не быть рабом чужой воли, стремясь заслужить
одобрение окружающих; настоящее признание в коллективе вызывает человек
смелый, способный отстаивать свои нравственные принципы, умеющий брать на
себя ответственность.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий