Тесты по литературе


 6 класс

Стихотворные размеры
1 вариант
  1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на первый слог.
1)      хорей
2)      ямб
3)      дактиль
4)      амфибрахий
  1. Укажите, как называется двусложный размер стиха с ударением на второй слог.
1)      хорей
2)      анапест
3)      дактиль
4)      ямб
  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на второй слог.
1)      ямб
2)      амфибрахий
3)      анапест
4)      дактиль
  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на третий слог.
1)      анапест
2)      амфибрахий
3)      дактиль
4)      хорей
  1. Укажите, как называется трехсложный размер стиха с ударением на первый слог.
1)      анапест
2)      дактиль
3)      амфибрахий
4)      ямб
  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное. (Тютчев Ф.)
1)      хорей
2)      ямб
3)      амфибрахий
4)      анапест
  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды. (Тютчев Ф.)
1)      ямб
2)      хорей
3)      анапест
4)      дактиль
  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно. (Тютчев Ф.)
1)      хорей
2)      дактиль
3)      анапест
4)      амфибрахий
  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Некрасов Н.)
1)      ямб
2)      анапест
3)      дактиль
4)      амфибрахий
  1. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (Фет А.)
1)      ямб
2)      анапест
3)      амфибрахий
4)      дактиль
 Стихотворные размеры

2 вариант
1. Укажите правильную схему ямба (! – ударный слог, - безударный слог).
1) !
2) !
3) !
4) !
2. Укажите правильную схему дактиля.
1) !
2) !
3) !
4) !
3. Укажите правильную схему хорея.
1) !
2) !
3) !
4) !
4. Укажите правильную схему анапеста.
1) !
2) !
3) !
4) !
5. Укажите правильную схему амфибрахия.
1) !
2) !
3) !
4) !
6. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Все ушли, и никто не вернулся,
Только, верный обету любви,
Мой последний, лишь ты оглянулся,
Чтоб увидеть все небо в крови. (Ахматова А.)
1)      дактиль
2)      анапест
3)      амфибрахий
4)      ямб
7. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая… (Никитин И.)
1)      анапест
2)      дактиль
3)      ямб
4)      хорей
8. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют. (Тютчев Ф.)
1)      амфибрахий
2)      анапест
3)      ямб
4)      хорей
9. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Ты зрел его в кругу большого света
То своенравно-весел, то угрюм,
Рассеян, дик иль полон тайных дум,
Таков поэт — и ты презрел поэта! (Тютчев Ф.)
1)      ямб
2)      хорей
3)      анапест
4)      амфибрахий
10. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам. (Пушкин А.)
1)      дактиль
2)      ямб
3)      амфибрахий
4)      анапест

А.П. Платонов «Корова»
  1.  В какое время года происходят события в произведении?
1)      летом
2)      осенью
3)      весной
4)      зимой
  1.  Как звали корову в одноименном произведении А.Платонова?
1)      Малинка
2)      Пеструшка
3)      Рябая
4)      у коровы не было имени
  1.   Какими были глаза у коровы?
1)      равнодушные
2)      добрые и тёплые
3)      злые и холодные
4)      испуганные
  1.  Как звали героя рассказа?
1)      Вася Петров
2)      Вася Рубцов
3)      Петя Рубцов
4)      Коля Николаев
  1.  В каком классе учился герой?
1)      в третьем
2)      в четвёртом
3)      в пятом
4)      в шестом
  1.  Где находилась школа, в которой учился герой?
1)      рядом с домом
2)      за пять километров от дома
3)      в соседнем районе
4)      в двух километрах от дома
  1.  Почему герой любил ходить в школу?
1)      Это была единственная возможность уйти из дома.
2)      Когда он учился, родителя освобождали его от домашних обязанностей.
3)      Герою нравилось узнавать новое и неизвестное, нравилось познавать мир.
4)      Ему становилось приятно, когда его хвалили за успехи в учёбе.
  1.  Кем работал отец мальчика?
1)      трактористом
2)      путевым сторожем
3)      председателем колхоза
4)      забойщиком
  1.  Как относился герой к корове?
1)      не замечал её
2)      был недоволен тем, что она жила в сарае
3)      любил и жалел корову
4)      часто  кричал на неё
  1. Какое качество не присуще мальчику?
1)      доброта
2)      сострадание
3)      любознательность
4)      тщеславие
  1. Почему герой всматривался в поезда?
1)      Вася надеялся, что самое интересное и главное у него впереди.
2)      Хотел увидеть знакомые лица.
3)      Ему нравились яркие железнодорожные составы.
4)      Вася хотел, чтобы незнакомые  люди узнали о нём.
  1. О чём было сочинение героя по итогам 1 четверти?
1)      о корове и телёнке
2)      о том, что он благодарен корове за всё, что она давала его семье
3)      о поездке к ветеринару
4)      о человеке в поезде
  1. В каком значении употреблено слово «полный» в реплике машиниста: «Он [Вася] с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди»?
1)      обильно покрытый
2)      пухлый
3)      ничем не стесненный
4)      достигший высшего развития
  1. В чём смысл названия рассказа?
1)      Речь в произведении идёт о судьбе коровы.
2)      Рассказ назван так, потому что Вася написал сочинение о корове.
3)      Жизнь коровы явилась примером бескорыстного служения людям.
4)      Главным героем произведения является корова.
  1. Какая проблема не поднята в произведении?
1)      человеческой доброты
2)      сострадания
3)      эгоизма
4)      взаимоотношения человека и окружающего мира

 Жизнь и творчество И.А. Крылова
  1. В каком городе родился И. А. Крылов?
1)      в Москве
2)      в Санкт-Петербурге
3)      в Твери
4)      в Туле
  1. В какой семье родился И.А. Крылов?
1)      в богатой дворянской семье
2)      в бедной дворянской семье
3)      в семье бедного священника
4)      в крестьянской семье
  1. Какое образование получил И.А. Крылов?
1)      Он учился в Славяно-греко-латинской академии.
2)      И.А. Крылов окончил Московский государственный университет.
3)      Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции.
4)      Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.
  1. Кто помогал И.А. Крылову в учении?
1)      отец
2)      мама
3)      гувернер
4)      дядя по материнской линии
  1. Родоначальником басенного искусства является:
1)      Эзоп
2)      А.С. Пушкин
3)      И.А. Крылов
4)      И.С. Тургенев
  1. Басня – это:
1)      краткий рассказ нравоучительного характера
2)      торжественное стихотворение
3)      лирический жанр, в основе которого лежит исторический или фантастический сюжет
4)      меткое изречение
  1. Мораль басни – это:
1)      фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения
2)      самостоятельная часть произведения, в которой происходит какое-либо событие
3)      расположение основных эпизодов произведения
4)      краткий нравоучительный вывод
  1. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?
1)      анафора (единоначатие)
2)      аллегория (иносказание)
3)      литота (преуменьшение)
4)      гипербола (преувеличение)
  1. Какое произведение не написано И.А. Крыловым?
1)      «Свинья под дубом»
2)      «Листы и корни»
3)      «Стрекоза и Муравей»
4)      «Орел, галка и пастух»
  1. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?
   Уж сколько раз твердили миру,
      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
1) «Ворона и Лисица»
2) «Мартышка и очки»
3) «Слон и Моська»
4) «Стрекоза и Муравей»
  1. Кому принадлежат слова: «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»?
1)      Муравью
2)      Лягушке
3)      Вороне
4)      Свинье
  1. Каково лексическое значение слова «невежда»?
1)      невоспитанный человек
2)      озорной человек
3)      несведущий в чем-либо человек
4)      грубый человек
  1. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?
1)      все герои басни не понимают толк в искусстве
2)      об искусстве часто берутся судить невежды
3)      Осел был справедливым судьей
4)      чарующее пение Соловья не  понравилось пастуху и пастушке
  1. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, важны все его части?
1)      «Ларчик»
2)      «Листы и корни»
3)      «Осел и Соловей»
4)      «Свинья под дубом»
  1. В какой басне И.А. Крылова высмеивается пустое мудрствование?
1)      «Ларчик»
2)      «Осел и Соловей»
3)      «Листы и корни»
4)      «Слон и Моська»


А.С. Пушкин «Дубровский»

1 вариант
  1. В произведении «Дубровский» повествование ведется от лица:
1)      Маши Троекуровой
2)      младшего Дубровского
3)      автора
4)      К. П. Троекурова
  1. О ком идет речь?
Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам
 пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного  ума.
1)     Владимир Дубровский
2)     Кирилла Петрович Троекуров
3)     Андрей Дубровский
4)     Шабашкин
  1. Как называлось имение Дубровского?
1)     Михайловское
2)     Покровское
3)     Кистенёвка
4)     Ясная Поляна
  1. О чьем имении  идет речь?
Он [Владимир] ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.
1)      Троекурова
2)      Дубровского
3)      Князя Верейского
4)      Дефоржа
5.      Узнайте героя по описанию: «...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».
1)      Дефорж
2)      Троекуров
3)      Андрей Гаврилович Дубровский
4)      Заседатель Шабашкин
6.      Почему Кистенёвка стала собственностью Троекурова?
1)      Дубровский проиграл её Троекурову в карты.
2)      Дубровский-отец подарил деревню Маше, своей будущей невестке.
3)      Троекуров нечестно высудил Кистенёвку у Андрея Гавриловича Дубровского.
4)      Троекуров купил Кистенёвку у разорившегося Андрея Дубровского.
  1. Что сделал Шабашкин, когда крестьяне Дубровского разошлись?
1)            засмеялся
2)            пригрозил Дубровскому и его людям
3)            накричал на них
4)            поблагодарил Владимира за спасение
  1. Что стало причиной того, что  Владимир Дубровский стал разбойником?
1)      хотел разбогатеть
2)      это была своего рода игра в Робин Гуда
3)      хотел, чтобы его все узнавали
4)      месть
  1. Узнайте героя по описанию: «… было около  50  лет,  но  он казался гораздо старее.  Излишества всякого  рода  изнурили  его  здоровие и положили  на нем свою  неизгладимую печать». 
1)      князь Верейский
2)      Кирилла Петрович Троекуров
3)      Андрей Гаврилович Дубровский
4)      Антон Пафнутьич  Спицын
10.  Что стало с Владимиром Дубровским в финале произведения?
1)      продолжал разбойничать
2)      оставил своих  крестьян и уехал за границу
3)      погиб 
4) его поймали и посадили в тюрьму


А.С. Пушкин «Дубровский»

2 вариант
1. Как звали главного героя произведения?
1)      Александр
2)      Владимир
3)      Михаил
4)      Евгений
2. Образ Кирилы Петровича Троекурова является олицетворением:
1)  русского гостеприимства
2) верности дворянской чести
3) надменности, властолюбия  и  вседозволенности
4) справедливости и верности данному слову
3. Как называлось имение Троекурова?
1)      Кистенёвка
2)      Михайловское
3)      Лысые Горы
4)      Покровское
4. О ком идет речь?
Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и 
входил  в долги, не  заботясь о  будущем, и  предвидя себе рано или поздно богатую невесту, 
мечту бедной молодости.
1)      Кирилла Петрович Троекуров
2)      Андрей Гаврилович Дубровский
3)      Владимир Дубровский
4)      Антон Пафнутьич  Спицын
5. Что стало причиной ссоры А.Г.Дубровского и К.П.Троекурова?
1)      обида
2)      Дубровский отнял у Троекурова имение
3)      Дубровский отказался охотиться с Троекуровым
4)      они никогда и так не общались
6. Почему Владимир не  позволил своим крестьянам расправиться с чиновниками?
1)     пожалел чиновников
2)     был согласен с их решением
3)     крестьяне могли погубить и его, и себя
4)     его не интересовало, кому будет принадлежать имение
7. Что сделал Владимир после слов: «Я здесь не хозяин»?
1)      сел в коляску и уехал
2)      остался  со своими крестьянами
3)      ушел в комнату отца
4)      перенёс свои вещи во флигель
8. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:
1)      учителя танцев
2)      учителя  словесности
3)      француза Дефоржа
4)      богатого жениха Маши
9. Почему Владимир Дубровский не помог Маше сбежать со свадьбы?
1)      понял, что их затея бессмысленна
2)      ограбил Антона Пафнутьича и был вынужден бежать
3)      не любил Машу
4)      испугался мести Троекурова
10. Почему Маша отказалась бежать с  Владимиром Дубровским после венчания?
1)      Она поняла, что не любит Дубровского.
2)      Героиня боялась расстроить отца.
3)      Маша  хотела отомстить Дубровскому за то, что он опоздал.
4)      Марья Кириловна уже была обвенчана с Верейским  и дала ему клятву верности, нарушить которую не имела морального права.


Распутин В.Г. «Уроки французского»
  1. К какому жанру относится произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»?
1)      рассказ
2)      повесть
3)      роман
4)      легенда
  1. В какое время происходят действия произведения?
1)      в предвоенное время
2)      во время Великой Отечественной войны
3)      в послевоенное время
4)      через 10 лет после окончания войны
  1. Чем был «знаменит» герой среди жителей своей деревни?
1)      Герой писал за старух и читал письма, помогал жителям разбираться в облигациях.
2)      Рассказчик оказывал одиноким старикам посильную помощь в хозяйстве.
3)      Мальчик умел читать сам и учил грамоте своих ровесников.
4)      Он самостоятельно сочинял рассказы и повести.
  1. В каком возрасте у героя «началась самостоятельная жизнь»?
1)      в 9 лет
2)      в 10 лет
3)      в 11 лет
4)      в 12 лет
  1. Почему герой не рассказал матери о том, что у него хлеб и картошка «таинственным образом исчезают»?
1)      Мальчик боялся, что его отругают за ябедничество.
2)      Он думал о маме: ей не станет легче, если она узнает правду.
3)      Ему хватало и оставшейся картошки, чтобы не быть голодным.
4)      Герой боялся, что его уличат во лжи, хотя он знал, что это правда.
  1. Почему герой начинает играть в «чику» на деньги?
1)      Ему были необходимы деньги, чтобы, отсылая их домой, помочь прокормить свою семью.
2)      Герой был азартным человеком, поэтому его заинтересовал сам процесс игры.
3)      Мальчик хотел отработать навыки игры, чтобы выигрывать у Вадика.
4)      Таким образом он зарабатывал на кружку молока, которое ему было необходимо для лечения «малокровия».
  1. Почему главный герой рассказа вернул посылку Лидии Михайловне?
1)      Чувство собственного достоинства, гордость, настойчивость не позволили мальчику принять посылку от Лидии Михайловны.
2)      Ему было стыдно перед одноклассниками, которые, узнав об этом, посмеялись бы над ним.
3)      Отправляя сына в «район», мама запретила герою принимать подарки от чужих.
4)      Герой не любил макароны, которые находились в посылке.
  1. Какую роль в жизни героя сыграла его учительница Лидия Михайловна?
1)      Она научила его правильно произносить французские слова.
2)      Лидия Михайловна кормила голодного и больного ученика.
3)      Лидия Михайловна научила героя играть в «замеряшки», что пригодилось ему в будущем.
4)      Общение с Лидией Михайловной стало для героя уроками жизни, воспитанием чувств.
  1. О чём произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
1)      о взаимоотношениях учителя и ученика
2)      о становлении героя, приобретении им духовного опыта
3)      о раннем взрослении детей в трудные послевоенные годы
4)      о дружбе и предательстве
  1. В чём заключается смысл названия произведения В.Г. Распутина «Уроки французского»?
1)      Произведение называется именно так, потому что в центре повествования лежит рассказ об изучении героем французского языка.
2)      Учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.
3)      Основное содержание произведения заключается в преодолении героем трудностей, которые он испытывал  при произношении французских слов.
4)      Смысл названия рассказа подчеркивает авторскую позицию: для интеллигентного человека необходимо ещё в детстве изучать французский язык.

Комментариев нет: