(1)Прохожу
по подземному переходу возле гостиницы «Советская». Впереди нищий музыкант в
черных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (2)Переход в
это время почему-то был пуст.
(3)Поравнялся
с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду
дальше.
(4)Случайно
вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (5)Что за чёрт! Я был
уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане.
(6)Вернулся
к музыканту и, уже радуясь, что на нём черные очки и он, скорее всего, не
заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи
и высыпал ему в железную коробку.
(7)Пошёл
дальше. Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил,
что там ещё много монет. (8)В первый миг я был так поражён, что впору было
крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
(9)Но
через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках
моего пальто. (10)Их там много скопилось. Сдачу часто дают мелочью, а на неё
вроде нечего покупать. (11)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб
монеты? (12)Потому что делал это небрежно и автоматически. (13)Почему же
небрежно и автоматически? Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (14)Тогда
почему же всё-таки гребанул из кармана мелочь?
(15)Скорее
всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с
протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо.
(16)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать
им что-нибудь. (17)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия
перебрасывался на других. (18)Обычно по этим переходам снуёт множество людей.
(19)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(20)Впрочем,
во всём этом что-то есть. (21)Может быть, и в большом смысле добро надо делать
равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности,
чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (22)Да и какое это
добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (23)3начит, вы в расчёте
и не было никакого бескорыстного добра. (24)Кстати, как только мы осознали
бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие.
(25)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая
об этом.
(26)Но
можно поставить вопрос и так. (27)Добро и благодарность необходимы человеку и
служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной
области. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро),
может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
(По Ф.
Искандеру)
Комментариев нет:
Отправить комментарий