(1)Музыка,
мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного
и умственного воспитания человека, источник благородства сердца
и чистоты души. (2)Музыка открывает людям глаза на красоту природы,
нравственных отношений, труда. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается
представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только
в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)В
зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной
комнате, слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
(5)Если в раннем детстве донести до сердца красоту
музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные
оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры,
которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(6)Развивая
чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления.
(7)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в
каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (8)Но мелодия
− этот язык человеческих чувств − доносит до детской души не только красоту
мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(9)Стихийное,
неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а
скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается
заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков,
он не способен отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир,
растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя
просто посадить ребёнка и заставить его слушать музыку, нет, у ребёнка
должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании.
(12)Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных
детям, переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье
птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание
ветра. (13)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством
с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой
− пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться,
чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(14)Ранней
осенью, когда в прозрачном воздухе отчётливо слышится каждый звук, я
предложил прослушать мелодию «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Н. Римского-Корсакова. (15)Музыка нашла у детей эмоциональный отклик.
(16)Малыши говорили: (17)«Шмель то приближается, то отдаляется.
(18)Слышится щебетанье маленьких птичек...» (19)Ещё раз слушаем мелодию.
(20) Потом идём к цветущей медоносной траве.
(21)Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. (22)А
он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.
(23)Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная,
но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота,
которую композитор подслушал в природе и передал нам. (24)Детям хочется
ещё раз услышать записанную мелодию.
(25)В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась
красота − такова сила музыки.
(по В. А. Сухомлинскому*)
*Василий
Александрович Сухомлинский (1918−1970) – выдающийся педагог-новатор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий