Что
такое красота? Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо». Тем, кто обладает сильно развитым
воспринимающим аппаратом, куда легче понять очарованность художника той или
иной натурой и разделить его чувство вопреки собственным пристрастиям, нежели
тем, кто редко соприкасается с искусством.
Чем
поражает Джоконда? Сложностью выражения, глубиной душевной жизни,
обнаруживающей себя в многозначной полуулыбке, взгляде, погруженном в даль, но
готовом откликнуться и сиюминутности. Разве можно сказать, что Мона Лиза
безукоризненно красива? У самого Леонардо есть на полотнах женщины куда
красивей (хотя бы эрмитажная «Мадонна Литта»), но манит, притягивает, сводит с
ума поэтов, вдохновляет музыкантов, пленяет сложные и простые души бессмертная
Джоконда — в ней явлен не холодный, обобщающий тип красоты, а горячая,
пульсирующая, бездонная жизнь единственной души. Человеку, сказал Паскаль,
по-настоящему интересен только человек. И потому над тайной Джоконды, тайной
вполне реальной женщины, жившей в нашем мире, а не на Олимпе и не в горних
высях, флорентийской гражданки, жены купца Джокондо не устают биться поколение
за поколением.
Словами
красоту не передашь. Это прекрасно знал Лев Толстой. В полушутливом споре с
Тургеневым и Дружининым, кто лучше опишет красоту женщины, он перечеркнул
прямолинейные описания своих соперников одной-единственной фразой из Гомера:
«Когда Елена вошла, старцы встали». Умно, дерзко, лукаво, но вместе с тем
Толстой как бы расписывается в бессилии выразить словами живую красоту женщины.
Впрочем, это не мешало ни ему самому, ни его литературным собратьям создавать
пленительные женские образы. Разве мы сомневаемся в зрелой красоте Анны
Карениной, или девичьей — Наташи Ростовой, или романтической — Татьяны Лариной?
А между тем Пушкин не дал ее портрета. Ведь нельзя же считать портретом:
«Татьяны бледные красы и распущенные власы». А ведь всего-то сказано, что «все
тихо, просто было в ней». Чего же достигает Пушкин такой зримости образа,
ставшего символом русской женской красоты — физической и духовной? Колдовством
рассеянных по роману легких мазков чарующей авторской интонацией, исполненной
нежность и уважения, и чем-то вовсе неуловимым, что принадлежит тайне
гения.
Бездушная,
внешняя красота — ничто, ценна лишь красота, светящаяся изнутри, она озаряет
мир добром, возвышает самого человека и укрепляет веру в будущее.
Как
хорошо сказал великий педагог К. Ушинский: «Всякое искреннее наслаждение
изящным есть само по себе источник нравственной красоты».
Ю. Нагибин
Комментариев нет:
Отправить комментарий