Когда-то
существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не
с колыбели, а прямо с момента рождения.
Помню,
как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне
нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со
скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной,
афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший
в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк
вгрызался в его тело. Мальчик умер - но молча!
Значительно
позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной -
войны да восстания рабов? Почему государство, где основной доблестью считалась
стойкость, всё-таки не сумело выстоять? Почему спартанцы, которых готовили к
борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?
Постепенно
я понял: всё было закономерно. Мужественная Спарта погибла от собственной
бездарности.
В
этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали
гениев. В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в
дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности
окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле
отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы -
«изобрести».
Со
скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. Хилый
Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.
Кстати,
убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. Ничто так не
стимулирует прогресс, как забота о слабом. Избавляясь от слабых и калек,
спартанцы избавлялись от прогресса.
От
знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего:
ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. Неинтересная была страна.
Нам
известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви.
Умели ли они любить - легенды об этом молчат. Холодная была страна.
История
юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика.
Этот смельчак был ещё и трус. Боли не испугался, смерти не испугался -
испугался общественного мнения.
Конечно,
любое общество без общественного мнения разваливается.
Но
ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт
развиваться, загнивает и тоже разваливается. В Спарте боялись общественного
мнения. Робкая была страна.
Спартанцы
умели защищаться - но что им было защищать? Нелюбимых жён и нелюбящих матерей?
Право сбрасывать со скалы? Свободу? Но ведь и свобода нужна человеку не сама по
себе, а как средство развития личности. Там, где личность не развивается,
свобода постепенно отмирает за ненадобностью.
Насколько
же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия
жизни!
Конечно,
реальная Спарта была обычной, будничной легендарной и не столь разительно
отличалась от Афин. Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта
умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент
современной культуры. Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки
и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков
против персидских завоевателей возглавили именно Афины.
Воспитание
воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. Прежде всего
человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только
за себя.
(По Л.А. Жуховицкому)
Жуховицкий Леонид Аронович (род.1932) –
русский писатель, публицист, драматург, педагог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий