1)Певцов было
десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных
костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов,
ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых
манипуляторов - просто в зале несколько приглушили свет.
(4)И хотя я был уверен,
что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла,
мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь
наша привыкла к электронному громогласию, а они - как безоружные солдаты
на поле боя.
(6)Певцы стали плотно плечом
к плечу, образовав небольшое полукружие.
(7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались
похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая
забота, общая готовность, единый душевный порыв.
(10)И вот по кивку
стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11 )И голоса
взлетели...
(12)3ал был покорён,
зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И
в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до
боли желанный мир, слагающийся из
собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров
совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном
пути.
(14)Я не понимал и, по правде
говоря, не очень и желал понимать, что
происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам,
но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих
собственных побуждений, от накопившихся
болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал
благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.
(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (16)И на той волне
нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке - музыка,
песни, молитвы, какая необходимость
была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения
трагичности своего пребывания в круговороте
жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом
выразить, обозначить, увековечить
себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание,
пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого
безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни - вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как
важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое
продление себя возможно в принципе.
(21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, - это будет антология всего лучшего в
культуре человечества.
(22)Жизнь, смерть, любовь,
сострадание и вдохновение - всё будет сказано
в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории,
начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось
лишь в ней.
(По
Ч. Айтматову)
Комментариев нет:
Отправить комментарий