(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?
(2)Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама возле
постели, когда у тебя была ангина, и не ту тонкую книжицу, по которой ты,
словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые
слова.
(3)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал или
тебе помогли выбрать среди множества
других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в
твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчётливых,
красивых букв, рисунками, переплётом прекрасным или вовсе неказистым и даже
запахом?
(4)Я помню очень хорошо.
(5)Книга «Что я видел» была сразу – большой и толстой.
(6)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от
прикосновения многих рук. (7)Её жёлтая картонная обложка обтёрлась и
потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья, а
внутри на некоторых страницах встречались следы стаканов неаккуратных читателей
и даже чернильные кляксы. (8)Но тем милей казалась эта книга!
(9)Едва выучив уроки, я уселся за свой «десерт», за
это лакомое блюдо. (10)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним
плыл я, но ведь всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война.
(11)Учительница нам рассказывала, что знала про
Сталинградскую битву, про то, как наши сперва защищались, как держались за
каждый камень, а в это время готовились силы, подходили к Волге новые войска и,
наконец, наши окружили фашистов, захватили клещами, будто какой-нибудь ржавый
гвоздь, да и выдернули его.
(12)А в книжке, которая мне досталась, никакой войны
нет, по Волге плывет пароход, похожий на льдину, такой он белый и чистый, и на
нём плывет мальчик, который видит много всяких интересных вещей. (13)Первый раз
в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и оттого было ещё прекраснее.
(14)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал
вкусное мороженое. (15)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной
жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в
театральные кулисы. (16)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую
вечность на фронте. (17)Не верилось только одному – что это будет бесконечно.
(18)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (19)Но затянувшаяся
временность требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (20)Может, я
потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о
постоянстве? (21)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой
Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (22)Может, эта
книжка была маленьким островком мира в море войны? (23)Не помню. (24)Помню, что
я был бесконечно счастлив, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув
старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.
(25)Книга делала со мной чудо: она говорила со мной
разными голосами детей и взрослых. (26)Я чувствовал, как подо мной покачивается
палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях
реки, слышал металлический грохот якорной цепи и команды капитана, хоть и не
морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (27)Я ощущал прикосновения
человеческих ладоней, чувствовал запахи дыма рыбацкого костра, слышал мерное
чмоканье волны о дебаркадер и наслаждался сахаристым вкусом астраханского
арбуза. (28)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время,
раскрывая безмерные дали и вознося в облачные небеса.
(По А.А. Лиханову*)
*Лиханов Альберт
Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель,
журналист и общественный деятель, академик Российской академии образования. Главная тема творчества – становление
характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий