Какой лексикой насыщена наша речь?
(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки музыкальной трубы, нежные или
скрипуче-грубые, зимой замерзают. (3)А когда приходит тепло — оттаивают!
(4)И тогда сам воздух становится музыкой. (5)Или какофонией — это уже
смотря по тому, кто играл на той самой волшебной трубе.
(6)Вы вспомнили наверняка, что это необыкновенное явление подметил
писатель Распе в своей книге о приключениях барона Мюнхаузена. (7)Таким
своеобразным образом он хотел, наверное, напомнить нам о том, что ничто
человеческое не исчезает бесследно. (8)Даже звук. (9)А слово?
(10)«Видишь воздух: анфас сонмы тех, кто губою наследил в нём до нас».
(11)Уже не фантаст — поэт утверждает, что окружающая нас атмосфера ещё
до нас напоена звуками речи. (12)Воздух живой, шевелится от слов.
(13)Мы, обыкновенные люди, не фантазёры и не поэты, тоже знаем, что
слова, как звуки той музыкальной трубы, могут быть нежными или
скрипуче-грубыми. (14)Могут заставить тебя оттаять или надолго, если не
навсегда, замёрзнуть. (15)Воодушевить или пригнуть к земле.
(16)Пробуждать чувства добрые или взывать к самым низменным.
(17)Вот новая телевизионная реклама известного магазина. (18)Шустрый
продавец подбегает к стоящему в раздумье покупателю: «Что ты паришься?
Что ты паришься? Париться надо на парах!» (19)Это фамильярно-развязное
«ты», это слетевшее с нар «париться» вместо «раздумывать»,
«переживать»... (20)А ведь давно замечено: реклама наша рекламирует не
столько товар, сколько образ жизни. (21)Мама сердито тащит к подъезду
упирающегося, зарёванного мальчишку лет шести. (22)Он что-то канючит
сквозь слёзы: то ли прервана какая-то интересная ему игра, то ли он
хочет вернуться в магазин, где не ему куплена поразившая его
воображение игрушка. (23)Мама, взяв себя в руки, садится перед малышом
на корточки, что-то терпеливо объясняет, уговаривает, просит. (24)Но
слёзы всё равно льются. (25)И женщина резко выпрямляется: «Убить тебя
мало!»
(26)Страшно. (27)Если вдуматься. (28)Но ведь мы не вдумываемся, часто
так говорим! (29)По пустячному поводу. (30)Как присказка «убить мало!»
(31)А что не мало, что больше-то? (32)Повесить? (33)Четвертовать?
(34)Посадить на кол?
(35)А часто ли сегодня звучат слова «гуманный», «почтительный»,
«чувствительный», «деликатный»? (36)Они, будто звуки той волшебной
трубы, замёрзли. (37)И оттают ли? (38)Вместо «гуманный» не раз читала
презрительное «гуманоиды». (39)Вместо «чувствительный» — насмешливое
«чуйствительный». (40)«Деликатный», «деликатность» вообще впору заносить
в словари с пометкой «вышедшие из употребления». (41)Как и само понятие
«деликатность». (42)В ходу другие эпитеты: «элитарный», «культовый»,
«престижный», «знаковый», «звёздный». (43)Да что там — просто
«гениальный». (44)Особенно на эстраде — одни гении.
(45)Потеряли, зачем-то придав ему чисто идеологический смысл, такое
доброе, ёмкое слово «товарищ». (46)И строки поэта, известные миллионам:
«Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья...» — что, уже
анахронизм?
(47)Специалисты справедливо воюют со словами-паразитами в нашей речи.
(48)Со старым «значит» через каждый звук. (49)Со свежим — «типа того»,
новейшим «как бы», употребляемым по большей части не к месту. (50)Но в
нашей речи есть слова-паразиты не только с лингвистической — с
социальной, нравственной, да и просто человеческой точки зрения. (51)Как
бы хотелось от них избавиться. (52)А то, не ровен час, выродимся и в
самом деле в неких «гуманоидов». (53)Хочется, чтобы мы все были более
чуткими к слову. (54)Будем чуткими к слову, научимся быть чуткими к
человеку. (55)Или не так?
(По И. Руденко)
Инна Руденко — известный российский журналист.
Комментариев нет:
Отправить комментарий