Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю. Ну, что
мне стоило, пока живы были родители, расспросить их обо всем, все подробно
записать, чтобы и самой помнить, и по возможности другим рассказать. Но нет, не
записывала. Да и слушала-то вполуха, так, как в основном и слушают родителей их
дети. Сказать, что мои предки очень-то распространялись о своей жизни, — значит
соврать. Ни мама, ни папа не любили возвращаться к прожитому и пережитому в
войну. Но временами… Когда гости приходили, когда настроение повспоминать
нападало и так — ни с того ни с сего… Ну, например, приходит мама от
соседки, Антонины Карповны, и говорит: «Карповна мне сказала: «Галька, ты у нас
ненайденный герой». Это я ей рассказала, как из-под Луги из окружения
выходила». И далее следовала сама история…
К началу войны маме было восемнадцать лет, и была она
фельдшером, сельским врачом. Сразу после окончания техникума она и работала в
глухой вологодской деревне, где были люди, которые толком не знали, что такое
градусник. Папе было двадцать четыре года. И он был летчиком гражданской
авиации. Познакомились и полюбили друг друга они в Вологде.
Профессия летчика до войны относилась к романтическим
профессиям. Авиация «становилась на крыло». Люди, причастные к этому
становлению, сразу попадали в разряд избранных. Еще бы: не каждому дано
обживать небеса. О вольностях, которые позволяли себе пилоты тех времен,
напомнит, например, пролет Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде. Правда,
историки считают, что это придумали киношники для фильма. Но легенды легендами,
а мой папа абсолютно точно пролетал «на бреющем» над крышей маминого дома. Чем
и покорил маму окончательно.
В первый же день войны, как военнообязанные, и папа, и
мама надели военную форму. Оба были отправлены на Ленинградский фронт. Мама — с
госпиталем, папа — в авиаполк.
Папа служил в полку, который базировался на Комендантском
аэродроме, а во время блокады — и в Сосновке. Начинали войну на У-2. Никакого
серьезного оснащения на самолетах не было, даже радиосвязи. Но ведь воевали!
Однажды когда папа во главе эскадрильи этих двухместных
кораблей неба возвращался с задания, он увидел внизу, на шоссе, ведущем в
город, сломанный санитарный автобус. Возле него возился водитель, пытаясь
устранить поломку. И отчаянно махала кофтой нашим самолетам медсестричка. И
сверху папа увидел, что по этому же шоссе и тоже в сторону города марширует
колонна немцев. И вот-вот автобус с ранеными, с шофером и медсестрой окажется у
них на пути. Исход такой встречи был предрешен. «Знаешь, я сразу о Гале
подумал. На месте этой сестрички могла быть и она. И тогда я просигналил
крыльями команду: «Делай, как я» — и пошел на посадку перед автобусом». Когда
приземлились и пересчитали людей, оказалось, что всех не забрать, что трое (или
четверо?) остаются за бортом. «Я прикинул мощность машин и в некоторые
распределил не по человеку, а по два человека». И один из летчиков заорал
тогда: «Командир, хочешь, чтобы я гробанулся! Не полечу с двумя! Себе-то одного
посадил…» «Я-то знал, что его машина надежнее, но спорить не стал, некогда было
спорить. Говорю: «Полечу на твоей, а ты бери мою машину“». Вообще-то вся эта
история кажется специально придуманной для кино, для непременного использования
параллельного монтажа, чтобы еще больше накалить страсти. Вот раненые с трудом
карабкаются по фюзеляжу в кабину, а колонна фрицев марширует уже в пределах
видимости, а вот взлетает в небо первый наш самолет с раненым, и немец готовит
свой «шмайссер» к стрельбе… Ну, и так далее… И в реальной жизни, когда взлетал
последний летчик, фашисты действительно открыли стрельбу… А потом об этом
случае писали в газете, но беспечная наша семья, конечно, ее не сохранила.
Жизнь свою я прожила «капитанской дочкой». Папа служил
долго, но выше капитана так и не поднялся. «Ерепенился много, вот и не
выслужился», — не то порицая, не то гордясь, припечатала однажды мама. Я была
уже вполне взрослым человеком тогда, но, боюсь, не вполне маму поняла. А ведь
все было просто: та степень свободы в принятии решений, которую освоили
фронтовики, не могла быть востребованной в послевоенной жизни государства,
ограничивавшего именно свободы. И, наверное, правы те, кто считают, что
«ленинградское дело» возникло из-за того, что перенесший блокаду город стал
слишком много о себе воображать. Вот и папа мой был человеком скромным, но
несгибаемым и никогда, как сейчас бы сказали, ни под кого не прогибался. И как
уцелел?! Так что звание «капитанская дочка» я всегда носила с гордостью. Мне
тут нравилась и перекличка с Пушкиным, и сень некоей преемственности
офицерского и человеческого достоинства, которая это звание покрывала.
Эти мои заметки я пишу сейчас не только для того, чтобы,
пусть и запоздало, признаться в любви к своим прожившим очень нелегкую, но
такую честную жизнь родителям. Были миллионы других таких же советских людей,
которые одолели фашизм и не потеряли человеческого лица. И я очень не хочу,
чтобы они были забыты. Чтобы реваншизм на фоне преступного беспамятства нагло
поднимал голову. Конечно, я могу и заблуждаться относительно силы воздействия
слова. И все-таки верю в эту силу…
Комментариев нет:
Отправить комментарий