(1)Мир, в
котором мы живём, очень изменился за последние сто лет. (2)Он стал больше, но
расстояния между нами сделались короче. (3)И мы, люди совершенно разных
культур, ещё недавно обитавшие будто в разных измерениях, неожиданно очутились
рядом: в одном мире, в одном городе, в одном доме.
(4)У нас
разный разрез глаз. (5)Мы называем Бога разными именами. (6)По-разному видим
себя, жизнь, историю.
(7)Мы не похожи. (8)Мы смотрим на другого как на
инопланетянина и не слишком хорошо понимаем его. (9)То есть не слишком хорошо
понимаем его ценности. (10)Да и не очень интересуемся ими. (11)Потому что не
видим в них особой важности.
(12)Как
нам быть вместе? (13)Мы не можем жить дальше так, будто мы одни, буд то мы обладаем конечной истиной и знаем, каким
должен быть мир. (14)Похожее происходит с ребёнком, который из семьи со своими
обычаями и традициями вдруг попадает в огромный мир, населённый множеством
таких, как он сам, и совсем других. (15)И оказывается, что его большой и
сильный папа в этом мире не самый главный.
(16)Так
что же нам делать? (17)Что же, как не взрослеть и не искать взаимопонимания,
искать то, что объединяет нас? (18)Что же, как не искать новые способы
существования, ведь время не повернёт вспять?
(19)И как
ответ на вопрос о сосуществовании рождается понятие толерантности. (20)А вместе
с ним и проблема её определения. (21)Для кого то
это отсутствие каких-либо жизненных критериев, моральная аморфность и
равнодушие. (22)Для других нечто западное, чуждое русскому человеку,
разрушающее его национальную и духовную самобытность, противоположное нашей
родной терпимости. (23)Да, в отличие от терпимости, развитие толерантности
требует философского подхода. (24)Это не просто терпение по отношению к
«заблуждениям» другого человека (что само по себе хорошо, но недостаточно), это
усилие понять, почему он так думает, придать ценность его идеям, понять
относительность наших маленьких «истин». (25)Ведь в конечном счёте за всеми
разнообразными представлениями о мире, какими бы они нам ни казались верными
или ошибочными, стоит один и тот же поиск ответов на вечные вопросы о смысле
жизни, о Боге, о судьбе. (26)И это объединяет всех нас.
(27)Говоря
другими словами, может быть, не так важен день, который мы считаем выходным, —
будь это пятница, суббота или воскресенье. (28)Намного важнее то, чем мы живём
во все остальные дни нашей недели, как прощаем и как любим повседневно.
(29)Ведь в нашей жизни, как правило, проблемы возникают не в сфере духовного, а
в быту. (30)Как быть, если сосед постится и никак не хочет есть с нами мясо за
новогодним столом? (31)Как быть, если даже самые близкие люди не разделяют
нашего глубокого интереса к буддийской философии? (32)Но ведь из понимания
рождается и взаимное уважение к чужой культуре, обычаям, убеждениям.
(33)С
другой стороны, толерантность — это вовсе не равнодушие к тому, что происходит
вокруг. (34)Отсутствие реакции на глупость, насилие, свидетелями которых мы
являемся, вряд ли говорит о толерантности. (35)Человек, оскверняющий святы ни
или оскорбляющий человеческое достоинство под предлогом занятия искусством,
требует адекватного ответа общества. (36)Но не подавления или уничтожения, а
скорее воспитания, поскольку своими инфантильными поступками напоминает
неразумное дитя. (37)Как минимум нам стоит помнить, что человек и его идеи,
характер, поступки не одно и то же, и бороться с ними, если мы с чем-то не
согласны, огнём и мечом — путь в никуда. (38)Нам могут быть далеки идеи,
неприятен характер, противны поступки, но разве может быть чужд сам человек?
(39)В понимании этого, в поиске общего, объединяющего нас, может быть, и есть
главный смысл толерантности.
(И.К.
Барабаш*)
*Илья Константинович Барабаш (р. 1968) —
психолог, преподаватель, руководитель культурного центра «Новый Акрополь» в
Воронеже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий