Нравственный выбор

            Некоторые книжки советуют человеку, если он заблудился в лесу, ориентироваться по веткам на деревьях, по мху, по конфигурации муравейника, по тому, где находится отверстие в норе грызунов... Из­древле путь людям подсказывали солнце и звёзды, они никогда не об­манывали ни охотников, ни мореплавателей, ни путешественников... А когда густая пелена туч затягивает небо и небесные светила стано­вятся невидимыми, вот тогда уж делать нечего: приходится исследовать мох или считать ветки на разных сторонах берёзы.
Незадачливый грибник, забравшийся в непроходимые дебри, ча­ще всего всё-таки находит дорогу домой. Ориентирование в безбреж­ном пространстве жизни вызывает куда больше трудностей. По ка­ким звёздам выяснить, правильно ты поступаешь или нет? Где то солнце, которое указывает тебе верное направление? Человечество выработало систему так называемых общечеловеческих ценностей, определило нравственные законы, которые действуют во все времена. Но людям часто приходится двигаться как бы на ощупь, полагаясь на весьма ненадежные подсказки житейского опыта, политической конъюнктуры, замшелых догм, сиюминутных интересов, личной вы­годы… Тогда теряется всякая основа для объективной оценки тех или иных поступков, законы превращаются в рекомендации, принципы - в возможности, и серый дым неопределённости наглухо затягивает нравственные абсолюты.
Во время войны взвод необстрелянных солдат во главе с молодень­ким лейтенантом попал в окружение. Бойцам предложили сдаться, обещая всем сохранить жизнь. Командир, посовещавшись с товари­щами, решил сложить оружие. Жизнь бойцов была сохранена.
Правильно ли поступил командир? Большинство людей говорят, что ответ зависит от того, с какой стороны посмотреть на описанную ситуацию. В каком-то смысле лейтенанта можно назвать героем: он не побоялся нарушить воинский устав, спасая своих солдат. С другой стороны, если доблесть и мужество командиров измерять тем, как бы­стро они будут сдаваться на милость врагу, то в роли героев скоро ока­жутся те, кого всегда называли трусами и предателями. Если солдат при первой же опасности бросает оружие, тогда кто же будет защи­щать Родину? Или, может быть, этот конкретный случай следует признать исключительным? Или для такого случая следует приду­мать особую шкалу нравственных оценок? Но так не получается! Ес­ли вчера вы клеймили трусов, а сегодня называете благородством ма­лодушие, то как следует вести себя завтра? Какие поступки считать достойными человека, а какие - позорящими его честь? Или каждый год утверждать новый перечень добродетелей и пороков? В «Балладе о времени», написанной Владимиром Высоцким, есть такие слова: «И во веки веков, и во все времена трус-предатель всегда презираем». Каждое новое поколение должно пройти свой путь к осознанию вечных истин, нетленных законов нравственности, оно должно заново открыть ту путеводную звезду, которую, признаемся, не так просто найти среди сонма мерцающих светил. Да, бывает трудно следовать по указанному ею курсу, кажется, что идёшь в другую сторону, что более легкий и быстрый путь совсем в другом направлении. Но каждый выбирает сам: ориентироваться ли ему по звёздам или искать дорогу, полагаясь на окраску мха.
(По В.А. Захарову*)
*В.А.Захаров (род. в 1956г.) – писатель и публицист.

Комментариев нет: