(1)
Чаще всего под счастьем мы понимаем жизнь обеспеченную, без волнений и тревог,
заполненную развлечениями, путешествиями, отдыхом, но только не беспрерывным
трудом в поте лица своего. (2) Эта мысль кажется настолько естественной, что мы
даже не задумываемся: а чтобы произошло, случись человечеству действительно
открыть неиссякаемые источники энергии или изобрести вечный двигатель,
позволившие людям не трудиться вообще, получая всё от природы даром?
(3)
Конечно, говорит в своём «Дневнике писателя» наш великий провидец Достоевский,
обдумывавший и такой вариант развития цивилизации, сперва все люди бы пришли в
восторг, потому что «почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными счастьем,
зарытыми в материальных благах; они, может быть.., пролетали бы чрезвычайные
пространства в десять раз скорей, чем теперь по железной дороге; извлекали бы
из земли баснословные урожаи, может быть, создали бы химией организмы, и
говядины хватило бы по три фунта на человека... - словом, ешь, пей и
наслаждайся».
(4)
«Вот, - закричали бы все филантропы, - теперь, когда человек обеспечен, теперь
только он проявит себя! (5) Нет уж более материальных лишений... и теперь
человек станет прекрасным и праведным! (6) Нет уже более беспрерывного труда,
чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь все займутся... глубокими мыслями,
всеобщими явлениями. (7)Теперь, теперь только настала высшая жизнь!» (8) «Но
вряд ли, - рассуждает Достоевский, - и на одно поколение людей хватило бы этих
восторгов! (9) Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет
свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них всё украл разом... (10) И
загнило бы человечество...» (11) Потому что люди увидели бы, «что жизнь у них
взята за хлеб... (12) Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что
погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему
от труда своего что гнусно жить на даровщинку и что счастье не В счастье, а
лишь в его достижении».
(13)
Ибо живёт человек только тогда, когда стремится и преодолевает, сомневается и
ищет, радуется и страдает. (14)В этом и состоит жизнь, а значит, и наше
счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий