(1)В
нашем доме живёт мальчик. (2)Мы познакомились с ним, когда я выносил во двор
оставшиеся после ремонта провода и изоляторы. (3)У него загорелись глаза. (4)Он
забрал у меня всё. (5)А потом как-то мне понадобился напильник, и я пошел к
нему. (6)С тех пор всегда обращаюсь к нему, когда мне нужна техпомощь. (7)В
одной из двух комнат маленькой квартиры оборудован его рабочий уголок. (8)С
потолка спускаются авиационные модели. (9)И вентилятор у него на столе
самодельный. (10)А под столом бегает фантастический вездеход собственной
конструкции.
(11)Родители
относятся с уважением к техническим поискам сына. (12)На него не кричат, когда
он приносит домой шурупы, гайки, обрезки жести. (13)Ему не говорят: (14)«3ачем
мусору натаскал!». (15)Родители понимают: для него это не мусор. (16)Без этого
он не сумеет мастерить машины. (17)Как знать, может быть, и создавать своё
будущее!
(18)Не
всякая семья может пойти навстречу желаниям и интересам ребёнка. (19)Родители
великого английского ученого Фарадея отдали его в ученики к переплётчику
потому, что не имели возможности дать ему образование по способностям, да и
просто не могли понять, к чему стремится их сын. (20)Но когда
высокообразованные и обеспеченные люди, какими были родители замечательных
русских биологов Ковалевских, сделали всё, чтобы помешать детям заниматься
естественными науками, они поступили так не потому, что не имели возможности
дать им естественнонаучное образование, а потому, что считали: детям не
пристало самим определять выбор своего пути. (21)Фарадею не в чем было
упрекнуть своих родителей. (22)А вот Ковалевским, вероятно, было в чём своих
родителей упрекнуть!
(23)Мы
тревожимся, когда наши дети сдают экзамены. (24)Но ведь и нам не следует забывать
о трудном экзамене, который мы держим перед своими детьми, помогая или не
помогая им правильно определить свой путь, объясняя или забывая объяснить, как
в выборе этого пути сливаются ответственность человека перед собой и перед
обществом.
(25)Выбор
пути начинается, когда ребёнок строит свою первую модель, Он рисует свой первый
рисунок, впивается в одну книгу и отбрасывает другую, когда он первый раз
присматривается к тому, что делаете вы и как вы это делаете.
(2б)В
записной книжке Чехова есть такие строки: (27)«Бездарный учёный, тупица,
прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же
бездарных узких учёных, как он сам. (28)Тайно по ночам он переплетает книги -
это его истинное призвание...». (29)Горечь этих строк вызвана не одной лишь
судьбой человека, ошибившегося в выборе пути. (30)Не горше ли была для Чехова
мысль о тех, перед кем этот мнимый учёный представал как деятель науки?
(31)Безоговорочно и беспощадно решил Чехов эту тему в образе Серебрякова из
пьесы «Дядя Ваня». (32)Чехов сказал о нём: (33)«...Старый сухарь, учёная
вобла... ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не
понимая в искусстве».
(34)Нередко
человек, выбирая профессию «без любви», выбирает её и «по расчёту». (35)По
расчёту в самом прямом смысле этого слова. (36)Люди, равнодушные к своему делу,
часто оказываются отнюдь не равнодушными к «приданому», которое это дело может
принести.
(37)Когда
человек не любит свою профессию, за такой «брак без любви» расплачиваются не
только он сам, но и его близкие. (38)Человек, берущийся не за свое дело, редко
приносит людям пользу, и очень часто - вред.
*Львов
Сергей Львович (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных
статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и
детской литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий