(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас
появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из
университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич ИгнатОвич —
учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с
чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых
очках.
(4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские,
нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый
румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно,
заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял,
как профессор, читающей лекцию.
(7)Первым
результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым —
то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с
идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая
вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда
класс шумел и ИгнатОвич напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас
показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто
называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они
были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Гнатович же сам приохотил нас к
другому обращению.
(16)Один
из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся
настроениям, встал среди шумевшего класса.
—(17)Господин
учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется,
сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…
(20)Класс
вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.
—(21)Что
в таком случае… Вы сами баран…
(22)Стеклянная
колбочка, которую держал в руках ИгнатОвич, звякнула о реторту. (23)Он весь
покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую
минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:
—Я
этого не говорил… (25)Вы ошиблись…
(26)Простой
ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать
было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого
окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение
класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось
подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет
бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь
настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…
—
(32)Свинство, брат! — сказал кто-то.
—(33)Пусть
жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.
(34)Для
него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы
нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.
—(35)И
пожалуется! — сказал кто-то.
—(36)Конечно!
(37)Думаешь, спустит?
(38)Этот
вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе
ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.
(42)На
следующий урок химии ИгнатОвич явился несколько взволнованный; лицо его было
серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он
старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся.
(44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди
тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневши лицом,
поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает
тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.
—
(47)Господин учитель… — с усилием выговорил он среди общей тишины.
(48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело.
(49)Напряжение в классе достигло высшего предела.
—(50)Я…
прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он
закончил:
—Я
извиняюсь.
(52)И
сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у ИгнатОвича
посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и
свободно:
—Я
говорил уже, господа, что баранами никого не называл.
(55)Инцидент
был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким
образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и —
почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались
слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из
«старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка
своеобразной симпатии, завязавшейся межд. новым учителем и классом, осталась.
(В. Г. Короленко)
Комментариев нет:
Отправить комментарий