(1)Аптека
души…(2)При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи
обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека
души». (3)Аптека – место, где делают и продают лекарства, чтобы лечить болезни
человеческого тела. (4)А что же такое «аптека души»?
(5)Однажды
в нашей 607-й школе появился новый учитель.
(6)Директор объяснил, что это наш
новый преподаватель литературы, что зовут его Александр Александрович Титов,
что просит любить его и жаловать. (7)Всё это время с лица гостя не сходило
выражение лёгкой досады: (8)«Ну ладно, хватит уже, оставьте, мы разберёмся
сами».
(9)Первое
появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (10)По программе на этом уроке
полагалось начинать «проходить Толстого». (11)Мы и начали. (12)Но как!
(13)Уже
через несколько минут новый учитель лицом к классу, раскрыв томик Горького,
стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.
(14)Мы,
что называется, оторопели. (15)Оторопели прежде всего от непривычности
проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (16)В классе
повисла абсолютная тишина. (17)Захватила сама увлекательность такого труда –
слушать, только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не
тосковать от обязательности запоминания. (18)И захватила магия звучащего
мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто
разогревала воздух, погружала нас, слушающих, в гипнотическую словесную ауру.
(19)Добавлю,
что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на
нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (20)Тем не менее
слушайте, тянитесь, верьте в себя – это теперь принадлежит и вам тоже! (21)Так
можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.
(22)В
центре послевоенной хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных
ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных,
обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно
состояться мальчишек, – в таком вот классе звучал удивительный текст об
удивительном их соотечественнике.
(23)«Видел
я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом
моря и под именем Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его
маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе.
(24)Сидит, подперев скулы руками, – между пальцев веют серебряные волосы
бороды, – и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся
зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе старому ведуну…(25)В
задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское,
углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над
землёй, как будто это он – его сосредоточенная воля – призывает и отталкивает
волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни,
будят их…(26)Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и
восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль:(27)«Не сирота я на
земле, пока этот человек есть на ней!»
(28)Не
сиротами были и мы, потому что был этот человек. (29)Сан Саныч пронзил наши
души Толстым – с помощью горьковского текста, дал нам лекарство от всяческого
безобразия. (30)Каким образом директор раздобыл для своей школы такого
педагога, как Титов, остаётся загадкой. (31)А теперь и не спросишь…(32)Может
быть, они вместе воевали…(33)Александр Александрович, которого мы сразу
упростили до Сан Саныча, был контужен под Сталинградом. (34)С тех пор плохо
слышал. (35)Глухота у него получалась странная: в определённом регистре она
вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу
себя сказывала. (36)Тогда он просил, чтобы мы говорили тише. (37)Но это нам не
мешало. (38)Именно там, на занятиях у Сан Саныча, мы услышали известную запись
голоса Льва Толстого – обращение к яснополянским детям. (39)Перенесённый с
эдисоновских восковых валиков на пластинку голос слышен отчётливо в каждом
слове: (40) «Спасибо, ребята, что ходите ко мне!.. (41)А то, что я вам говорю,
нужно для вас будет. (42)Помните, когда уж меня не будет, что старик говорил
вам добро».
*Даль
Константинович Орлов (родился в 1935
г.) – киновед, сценарист, заслуженный деятель искусств
РСФСР (1984).
Основные проблемы |
Позиция автора |
Проблема роли личности в
воспитании человека (В чём заключается роль отдельной личности в формировании
мировоззрения человека? Почему школьный учитель литературы запомнился автору
на всю жизнь?)
|
Человек, увлечённый своим
делом, открытый, добрый привлекает к себе других людей; по воспоминаниям
автора, таким был его школьный учитель литературы, определивший во многом
мировоззрение ребят Марьиной Рощи, научивший их любить книгу; поэтому он и
запомнился автору.
|
Проблема влияния литературы на
мировоззрение человека (В чём проявляется влияние искусства слована
личность?).
|
Истинная литература формирует
жизненную позицию, нравственные принципы человека, очаровывает глубиной мысли
и магией слова, прививая любовь к прекрасному.
|
Проблема преподавания
литературы (Как правильно знакомить детей с литературой?).
|
Знакомство с литературой должно
быть творческим, увлекательным процессом.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий