(1)Человек
создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил.
(2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после
часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя
проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать,
неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги −
блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что
вообще не нуждается в отдыхе.
(6)Цель зверя
− прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии
соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется,
а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство:
зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли
звери и не подозревают, что жизнь конечна?
(9)Жизнь
зверей – это
время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что
есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать
только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной
плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые
тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная
структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном,
но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и
является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом,
учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть
сомневаться, чувствовать и страдать.
(14)Это − о
духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего»
заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы.
(15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено,
испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то
всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас
энергии для чего дан человеку?
(19)Я задал
этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и
решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила.
(21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась
прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика
понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25)Для
работы.
−
(26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.
(27)Это
свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего
не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда
мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и
законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я
запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно,
что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а
желания искать их.
(31)Я пишу об
этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл
существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего
мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён
был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость
упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По
Б.Л. Васильеву*)
* Борис
Львович Васильев (1924–2013) – советский
писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори
здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
1 комментарий:
Спасибо за тематическую подборку текстов, облегчили нашу участь.
Отправить комментарий