1)Помнится,
в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с
«военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по
местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. 2)Между тем
сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй,
сколько разобраться со значением слова в целом.
3)По
мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем
или, лучше, за что «воевать». 4)А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно
прежде всего за язык. 5)Русский язык. 6)Не боясь быть банальной, процитирую
хрестоматийное: «Истинная любовь к
своей стране немыслима без любви к своему языку». 7)Мы же теряем его,
пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
8)
Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». 9)Хуже,
когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек, ставящий
всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре,
горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». 10) А почему при
этом « в вытертых штанах»? 11)Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в
потёртых джинсах!
12)
Но, может, самое грустное, что дети не
понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также
«тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов:
«хороший» и «плохой». 13)(Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было 30).
14)Можно,
конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек,
не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий
его непременно станет добрым. 15)Это так, но речь не о том, чтобы научить детей
говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не
бывает лишней), а о том, чтобы сделать
нас народом. 16)Напомню ещё более хрестоматийное:
И
назовёт всяк сущий в ней язык…
17)Но
русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок.
18)Почему? 19)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. 20)Но дети и родители
сегодня разобщены. 21)Что касается чтения, то тут и говорить нечего. 22)И
сегодня «воевать» за русский язык –
значит и за литературу, на нём написанную.
23)
В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» - давался ответ:
«С картинки в твоём букваре». 24)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду
– Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так важно. 25)Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.
(По И.А.Кабыш)
Кабыш Инна Александровна (род.1963) –
русская поэтесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий