Русский язык


1)Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. 2)Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.

3)По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». 4)А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. 5)Русский язык. 6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». 7)Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». 9)Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». 10) А почему при этом « в вытертых штанах»? 11)Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потёртых джинсах!
12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». 13)(Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было 30).
14)Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. 15)Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. 16)Напомню ещё более хрестоматийное:
И назовёт всяк сущий в ней язык…
17)Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. 18)Почему? 19)Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. 20)Но дети и родители сегодня разобщены. 21)Что касается чтения, то тут и говорить нечего. 22)И сегодня «воевать» за русский язык – значит и за литературу, на нём написанную.
23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» - давался ответ: «С картинки в твоём букваре». 24)Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так важно. 25)Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.

(По И.А.Кабыш)
Кабыш Инна Александровна (род.1963) – русская поэтесса.

Комментариев нет: