Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 102
Часть 1
Прослушайте
текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите
номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение. Учтите, что Вы должны
передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым
почерком.
Часть
2
Прочтите текст и выполните
задания 2–14.
(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о
войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья
Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или
окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав,
к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский
«мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу.
(4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска
появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить
трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На
старике солдатская гимнастёрка.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых,
его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами,
на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих
вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое
лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно
зазеленеет листок.
– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне
до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия
моя потому Пешеходов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и
конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.
– (20)Они быстро шли?
– (21)Быстро.
– (22)Пешком?
– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы…
(25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за
ними.
(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается.
(29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком
как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.
– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз
спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под
Бугом?
– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые
отвечает старик.
– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.
– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)Мои сыновья…
(39)И тут, как бы желая задать старику задачу,
кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на
амбразуру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь старика!
– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали
дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных
дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей
уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и
старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и
«фердинандов»?
– (45)Мои сыновья…
– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом
поднял?
– (47)Мои сыновья…
– (48)Везде поспевали?
– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли
без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– (52)Так и не вернулись?
– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.
(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– (56)Где их могила?
(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий
в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:
– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах.
(60)По всей родной земле.
(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова
спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их
в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
(По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель
и сценарист, автор книг для детей и юношества.
2. В каком варианте ответа содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик
Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй?»
1) Ребята не
задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.
2) Ребятня искренне
интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.
3) Сыновья
Пешеходова – давние друзья мальчишек.
4) Дети
охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.
3. Укажите предложение, в котором
средством выразительности речи является метафора.
1) В
воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими
глазами.
2) Прошёл до
Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3) А к тому
времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
4) Старик
распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
4. Из предложений 28–32 выпишите слово,
в котором правописание приставки определяется её значением - приближение.
5. Из предложений 8–10 выпишите слово,
в котором правописание суффикса определяется
правилом: «В
суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно
образовано».
6. Замените разговорное слово
«засыпать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
7. Замените словосочетание «солдатские
могилы» (предложение 59), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу
предложения 46.
9. Среди предложений 33–40 найдите
предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
Сыновья или кинутся под танк,(1) или
окажутся в горящем Сталинграде,(2) или спасут полковое знамя. И,(3)
прочитав,(4) к примеру,(5) о том,(6) что Семён и Василий первыми таранили
фашистский «мессер»,(7) учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу.
11. Укажите количество грамматических
основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Пешеходов не задерживается среди
взрослых, (1) его лучшие приятели и слушатели – ребятня. Эти засыпают
вопросами,(2) на которые он отвечает с великой охотой. Более того,(3) он ждёт
этих вопросов и, (4) отвечая на них,(5) испытывает удивительное чувство, (6)
знакомое лишь засыхающему дереву, (7) когда на его узловатой мёртвой ветке
неожиданно зазеленеет листок.
13. Среди предложений 55–61 найдите
сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 1–7 найдите
сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из
части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или
15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2
или 15.3.
15.1. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
А.А. Реформатского: «Что же в языке
позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2
(два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу
в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом
материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского. Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение
представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
текста: «И оттого, что сыновья дедушки
Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают
их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!» Приведите в
сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70
слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
15.3. Как Вы
понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве
тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего
жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий