Репетиционная работа по
русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 103
Часть 1
Прослушайте
текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите
номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение. Учтите, что Вы должны
передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым
почерком.
Часть 2
Прочтите текст и
выполните задания 2–14.
(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который
мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку
Кэт – она может.
(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками.
(5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка.
(7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного
жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс.
(10)Но Кэт говорит, что он добряк.
(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды
на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного
склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания.
(14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался
звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных
сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал,
но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку,
которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал
шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.
(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо,
чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте
себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с
вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.
(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку,
а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед
ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не
научившийся лаять.
(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт:
собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.
(30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало.
(31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся
ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что
собака слушает, участвует в разговоре.
(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки.
(35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.
(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для
такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего.
(37)Он ждал её не из-за колбасы.
(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным
складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки.
(39)И вместо клыков выпускал кончик языка.
(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал
по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку.
(43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила
руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.
(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт,
Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И
люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую
девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.
(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал
её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного
пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй
расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему
даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку.
(54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком.
(56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт.
(По Ю. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель
и сценарист, автор книг для детей и юношества.
2. В каком варианте ответа содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кэт удалось
приручить злобного пса Урса?»
1) Кэт часто
приносила Урсу хлеб с колбасой.
2) Урс очень
любил, когда ему расчёсывали шерсть, и Кэт знала об этом.
3) Девочка
дарила ему свою любовь и внимание, заставляя поверить в доброту людей и дружбу.
4) Пёс
почувствовал, что девочка не боится его в отличие от других людей.
3. Укажите предложение, в котором
средством выразительности речи является фразеологизм.
1) У него
холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал,
рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед
ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не
научившийся лаять.
3) Её голос
понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Кэт
подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел
на неё сквозь шерстяные сосульки.
4. Из предложений 25—28 выпишите слово,
в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего
согласного.
5. Из предложений 14—18 выпишите слово,
в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах
прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-,
-ЯН-, пишется одна буква Н».
6. Замените разговорное слово «страшно»
в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «дровяной
склад» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу
предложения 25.
9. Среди предложений 40–48 найдите
предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным
определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
Когда она приходила,(1) Урс неловко
махал хвостом,(2) ему это было непривычно. Она,(3) конечно,(4) приносила ему
кое-что,(5) но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом
ничего.
11. Укажите количество грамматических
основ в предложении 53. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Урс,(1) конечно,(2) не понимал,(3) о
чём говорит Кэт: собака,(4) с которой никто никогда не разговаривал,(5) не
понимает слов. Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то,(6) чего ему
недоставало. Он понимал не слова,(7) а голос.
13. Среди предложений 21—26 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
14. Среди предложений 27—33 найдите
сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между
частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из
заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер
выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15. 1. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила
суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя
свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя
примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение
Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный
текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение
представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров,
рядом, Урс и Кэт». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного
текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте
номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете
значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве
тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из
Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее
70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий