Репетиционная работа по
русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 106
Часть 1
Прослушайте
текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите
номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое
изложение. Учтите, что Вы должны
передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым
почерком.
Часть
2
Прочтите текст и выполните
задания 2–14.
(1)Мальчик
сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик
и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним
сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик
это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно
спросил:
– (8)Нравится?
– (9)Очень, – ответил мальчик.
– (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю рисовать, – ответил мальчик. – (12)Вон,
смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под
хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый
хвост.
(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот
улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает
взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов
и китов.
(19)Мальчик уткнулся в окно.
(20)Лётчик тронул его за плечо:
– (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно,
до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.
– (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать,
– сказал мальчик. – (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику
– есть такая детская игра.
(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он
летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько
раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с
восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
(31)Небо для него всегда было только местом работы,
и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая
облачность – плохо для посадки, высокая облачность – отлично для
полёта, грозовая – опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где
можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им
навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая
туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры
не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно
переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль
тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика.
(38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента
лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и
потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной
дорожке.
– (40)Вы сейчас куда? – спросил лётчик у матери
мальчика в зале прилёта.
– (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает
через два часа.
– (42)Два часа? – переспросил мальчик. – (43)Может
быть, мы успеем купить краски.
– (44)Ты же видишь, какая погода? – сказала мать.
– (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски
купим на обратном пути.
(47)Мальчик ничего не ответил.
– (48)Ну, будь здоров! – сказал лётчик мальчику. –
(49)Рад был познакомиться.
(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди,
чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски
и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик.
(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал,
откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
– (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные,
синие, лазурные и так далее. – (55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную
коробку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой.
(58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в
самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту
и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху,
чтобы увидеть её как-то по-новому.
(По В. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) –
детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.
2. В каком варианте ответа содержится
информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик
подарил мальчику краски?»
1) Лётчик
попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то
по-новому.
2) Лётчик
подарил мальчику краски на память о совместном полёте.
3) У мамы
мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.
4) Лётчик
оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.
3. Укажите предложение, в котором
средством выразительности речи является сравнение.
1) Его
хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...
2) Вон,
смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.
3) Пассажиры
не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно
переговаривались между собой.
4) Полный
набор: красные, синие, лазурные и так далее.
4. Из предложений 32–35 выпишите слово,
в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего
согласного.
5. Из предложений 51–56 выпишите слово,
в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является
исключением).
6. Замените разговорное слово
«неспроста» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
7. Замените словосочетание «бетонная
дорожка» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу
предложения 34.
9. Среди предложений 31–38 найдите
предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными
обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
– Нам надо на симферопольский самолёт,(1) он улетает
через два часа.
– Два часа? – переспросил мальчик. – Может быть,(2) мы
успеем купить краски.
– Ты же видишь,(3) какая погода? – сказала мать. –
Сейчас дождь,(4) и,(5) следовательно,(6) ты можешь простудиться. Краски купим
на обратном пути.
11. Укажите количество грамматических
основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной
связью.
Мальчик посмотрел на лётчика,(1) увидел,(2) что тот
улыбается,(3) и замолчал. Ему стало стыдно,(4) что он рассказывает взрослому
человеку,(5) да к тому же ещё лётчику,(6) про каких-то облачных слонов и китов.
13. Среди предложений 50–56 найдите
сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 27–33 найдите
сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из
части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или
15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2
или 15.3.
15. 1. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова:
«Прилагательное – это самая
изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму
любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности,
переживаниях, о настроении».. Аргументируя свой ответ, приведите 2
(два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу
в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом
материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная
без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди
коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу
километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть
на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в сочинении
2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70
слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
3. Как Вы понимаете
значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой
тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а
второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять
не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий