Усталый,
с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. Вдруг где-то
недалеко за мною раздались звуки настраиваемой скрипки. Я с удивлением
оглянулся: за кустами акаций белел зад небольшого флигеля, и звуки неслись из
его раскрытых настежь, неосвещенных окон. Значит, молодой Ярцев дома...
Музыкант стал играть. Я поднялся, чтобы уйти; грубым оскорблением окружающему
казались мне эти искусственные человеческие звуки.
Я
медленно подвигался вперед, осторожно ступая по траве, чтоб не хрустнул сучок,
а Ярцев играл...
Странная
это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за
импровизация! Прошло пять минут, десять, а я стоял, не шевелясь, и жадно
слушал.
Звуки
лились робко, неуверенно. Они словно искали чего-то, словно силились выразить
что-то, что выразить были не в силах. Не самою мелодией они приковывали к себе
внимание — ее, в строгом смысле, даже и не было, — а именно этим исканием,
томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впереди. — Сейчас уж будет
настоящее — думалось мне. А звуки лились все так же неуверенно и сдержанно.
Изредка мелькнет в них что-то — не мелодия, лишь обрывок, намек на мелодию, —
но до того чудную, что сердце замирало. Вот-вот, казалось, схвачена будет тема,
— и робкие ищущие звуки разольются божественно спокойною, торжественною,
неземною песнью. Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми
рыданиями: намек остался непонятным, великая мысль, мелькнувшая на мгновенье,
исчезла безвозвратно.
Что
это? Неужели нашелся кто-то, кто переживал теперь то же самое, что я? Сомнения
быть не могло: перед ним эта ночь стояла такою же мучительною и неразрешимою
загадкой, как передо мною.
Вдруг
раздался резкий, нетерпеливый аккорд, за ним другой, третий, — и бешеные звуки,
перебивая друг друга, бурно полились из-под смычка. Как будто кто-то скованный
яростно рванулся, стараясь разорвать цепи. Это было что-то совсем новое и
неожиданное. Однако чувствовалось, что нечто подобное и было нужно, что при
прежнем нельзя было оставаться, потому что оно слишком измучило своей
бесплодностью и безнадежностью... Теперь не слышно было тихих слез, не слышно
было отчаяния; силою и дерзким вызовом звучала каждая нота. И что-то продолжало
отчаянно бороться, и невозможное начинало казаться возможным; казалось, еще
одно усилие — и крепкие цепи разлетятся вдребезги и начнется какая-то великая,
неравная борьба. Такою повеяло молодостью, такою верою в себя и отвагою, что за
исход борьбы не было страшно. «Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем!»
— казалось, говорили эти могучие звуки.
Я
задерживал дыхание и в восторге слушал. Ночь молчала и тоже прислушивалась, —
чутко, удивленно прислушивалась к этому вихрю чуждых ей, страстных, негодующих
звуков. Побледневшие звезды мигали реже и неувереннее; густой туман над прудом
стоял неподвижно; березы замерли, поникнув плакучими ветвями, и все вокруг
замерло и притихло. Над всем властно царили несшиеся из флигеля звуки
маленького, слабого инструмента, и эти звуки, казалось, гремели над землею, как
раскаты грома.
С
новым и странным чувством я огляделся вокруг. Та же ночь стояла передо мною в
своей прежней загадочной красоте. Но я смотрел на нее другими глазами: все
окружающее было для меня теперь лишь прекрасным беззвучным аккомпанементом к
тем боровшимся, страдавшим звукам.
Теперь
все было осмысленно, все было полно глубокой, дух захватывающей, но родной,
понятной сердцу красоты. И эта человеческая красота затмила, заслонила собою,
не уничтожая ту красоту, по-прежнему далекую, по-прежнему непонятную и
недоступную.
В
первый раз я воротился в такую ночь домой счастливым и удовлетворенным.
Вересаев Викентий
Викентьевич — русский писатель, переводчик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий