Вариант 106. Внутренний мир человека

Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 106

Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы  должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
 (1)Маль­чик сидел в самолёте и не от­ры­ва­ясь смот­рел в окно. (2)Из ка­би­ны вышел лётчик и сел рядом с маль­чи­ком. (3)Маль­чик огля­нул­ся. (4)Те­перь рядом с ним сидел ин­те­рес­ный че­ло­век. (5)Ему хо­те­лось с ним по­го­во­рить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хму­рое, уста­лое лицо чуть-чуть по­свет­ле­ло, и он при­выч­но спро­сил:
– (8)Нра­вит­ся?
– (9)Очень, – от­ве­тил маль­чик.
– (10)Меч­та­ешь тоже, видно, в лётчики?
– (11)Я люблю ри­со­вать, – от­ве­тил маль­чик. – (12)Вон, смот­ри­те: белые об­ла­ка со­всем как стадо белых сло­нов. (13)У пер­во­го под хо­бо­том клыки. (14)Это вожак. (15)А вон об­ла­ко-кит. (16)Очень кра­си­вый хвост.
(17)Маль­чик по­смот­рел на лётчика, уви­дел, что тот улы­ба­ет­ся, и за­мол­чал. (18)Ему стало стыд­но, что он рас­ска­зы­ва­ет взрос­ло­му че­ло­ве­ку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то об­лач­ных сло­нов и китов.
(19)Маль­чик уткнул­ся в окно.
(20)Лётчик тро­нул его за плечо:
– (21)Здо­ро­во у тебя ра­бо­та­ет фан­та­зия. (22)Дей­стви­тель­но, до чего эти об­ла­ка по­хо­дят на сло­нов! (23)Ловко ты под­ме­тил.
– (24)Мне мама купит в Москве крас­ки, и я буду ри­со­вать, – ска­зал маль­чик. – (25)Смот­ри­те, а вон земля! (26)Она по­хо­жа на мо­за­и­ку – есть такая дет­ская игра.
(27)Лётчик по­смот­рел на землю. (28)Сколь­ко он летал, а ни­че­го этого не видел. (29)Ему даже стало не­множ­ко обид­но: столь­ко раз про­ле­тал мимо вся­ких там сло­нов и ни­че­го этого не за­ме­чал. (30)Он с вос­хи­ще­ни­ем по­смот­рел на этого ху­день­ко­го маль­чи­ка.
(31)Небо для него все­гда было толь­ко ме­стом ра­бо­ты, и он при­вык его оце­ни­вать с точки зре­ния при­год­но­сти для полёта: низ­кая об­лач­ность – плохо для по­сад­ки, вы­со­кая об­лач­ность – от­лич­но для полёта, гро­зо­вая – опас­но. (32)А земля для него была ме­стом по­сад­ки, где можно было от­дох­нуть в ожи­да­нии сле­ду­ю­щих полётов.
(33)Через не­сколь­ко минут маль­чик уви­дел, что им нав­стре­чу, по­лы­хая мол­ни­я­ми и гро­хо­ча, летит боль­шая свин­цо­вая туча.
(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пас­са­жи­ры не от­ры­ва­ясь смот­ре­ли на тучу, ко­то­рая на­дви­га­лась на самолёт, и бес­по­кой­но пе­ре­го­ва­ри­ва­лись между собой. (36)Самолёт раз­вер­нул­ся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на се­кун­ду встре­тил­ся со взгля­дом маль­чи­ка. (38)Не­ожи­дан­но и слиш­ком лег­ко­мыс­лен­но для та­ко­го опас­но­го мо­мен­та лётчик по­ду­мал: «Ин­те­рес­но, на что по­хо­жа эта гро­зо­вая туча?»
(39)Это про­дол­жа­лось пять минут или даже мень­ше, и потом со­всем рядом по­яви­лась земля, и самолёт по­ка­тил по твёрдой бе­тон­ной до­рож­ке.
– (40)Вы сей­час куда? – спро­сил лётчик у ма­те­ри маль­чи­ка в зале прилёта.
– (41)Нам надо на сим­фе­ро­поль­ский самолёт, он уле­та­ет через два часа.
– (42)Два часа? – пе­ре­спро­сил маль­чик. – (43)Может быть, мы успе­ем ку­пить крас­ки.
– (44)Ты же ви­дишь, какая по­го­да? – ска­за­ла мать. – (45)Сей­час дождь, и, сле­до­ва­тель­но, ты мо­жешь про­сту­дить­ся. (46)Крас­ки купим на об­рат­ном пути.
(47)Маль­чик ни­че­го не от­ве­тил.
– (48)Ну, будь здо­ров! – ска­зал лётчик маль­чи­ку. – (49)Рад был по­зна­ко­мить­ся.
(50)Когда маль­чик с ма­те­рью сто­я­ли в оче­ре­ди, чтобы сесть в сим­фе­ро­поль­ский «Ту-104», когда маль­чик уже забыл про крас­ки и не­тер­пе­ли­во ждал своей оче­ре­ди, вдруг перед ними по­явил­ся лётчик.
(51)Они ми­ну­ту по­мол­ча­ли. (52)Маль­чик не знал, от­ку­да здесь вдруг по­явил­ся лётчик, но чув­ство­вал, что всё это не­спро­ста.
– (53)Вот тебе крас­ки. (54)Пол­ный набор: крас­ные, синие, ла­зур­ные и так далее. – (55)Лётчик про­тя­нул маль­чи­ку длин­ную де­ре­вян­ную ко­роб­ку. – (56)Бери, бери и рисуй!
(57)И ушёл об­рат­но к аэро­пор­ту, су­ту­лый, боль­шой. (58)Он ушёл, а маль­чик, при­жи­мая к груди ко­роб­ку кра­сок, под­нял­ся в самолёт, чтобы по­крыть рас­сто­я­ние в ты­ся­чу ки­ло­мет­ров, по­знать вы­со­ту и со­вре­мен­ную ско­рость полёта и ещё раз по­смот­реть на землю свер­ху, чтобы уви­деть её как-то по-но­во­му.

(По В. Же­лез­ни­ко­ву*)
* Же­лез­ни­ков Вла­ди­мир Кар­по­вич (1925–2015) – дет­ский пи­са­тель, ки­но­сце­на­рист, ла­у­ре­ат ли­те­ра­тур­ных пре­мий.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик подарил мальчику краски?»
1) Лётчик попросил мальчика нарисовать картину, где земля будет показана как-то по-новому.
2) Лётчик подарил мальчику краски на память о совместном полёте.
3) У мамы мальчика не было материальной возможности купить краски для сына.
4) Лётчик оценил фантазию мальчика, которая так важна для будущего художника.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 
1) Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...
2) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.
3) Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.
4) Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

4. Из предложений 32–35 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 51–56 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
6. Замените разговорное слово «неспроста» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бетонная дорожка» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 34.

9. Среди предложений 31–38 найдите предложение, осложнённое обособленными распространёнными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 
– Нам надо на симферопольский самолёт,(1) он улетает через два часа.
– Два часа? – переспросил мальчик. – Может быть,(2) мы успеем купить краски.
– Ты же видишь,(3) какая погода? – сказала мать. – Сейчас дождь,(4) и,(5) следовательно,(6) ты можешь простудиться. Краски купим на обратном пути.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 
Мальчик посмотрел на лётчика,(1) увидел,(2) что тот улыбается,(3) и замолчал. Ему стало стыдно,(4) что он рассказывает взрослому человеку,(5) да к тому же ещё лётчику,(6) про каких-то облачных слонов и китов.

13. Среди предложений 50–56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 27–33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15. 1. Напишите сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».. Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми В. В. Виноградова. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те финал данного текста: «Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Приведите в со­чи­не­нии 2 (два) ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние выражения ВНУТ­РЕН­НИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое внут­рен­ний мир человека», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из про­чи­тан­но­го текста, а второй — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

Комментариев нет: