Вариант 103. Доброта

Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 103

Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы  должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)Я что-то не слы­шал ни об одном маль­чиш­ке, ко­то­рый мог бы про­брать­ся на дро­вя­ной склад и по­дой­ти к Урсу. (2)Но я знаю дев­чон­ку Кэт – она может.
(3)Урс огром­ный. (4)У него шерсть сва­ля­лась со­суль­ка­ми. (5)Со лба со­суль­ки спа­да­ют на глаза. (6)Урс по­страш­нее лю­бо­го волка. (7)У него хо­лод­ные глаза и влаж­ные клыки ве­ли­чи­ной с палец. (8)Он с од­но­го жу­ли­ка со­рвал штаны и по­ку­сал его будь здо­ров. (9)Страш­но злоб­ный пёс. (10)Но Кэт го­во­рит, что он доб­ряк.
(11)У Кэт не было своей со­ба­ки и не было на­деж­ды на со­ба­ку – она стала при­смат­ри­вать­ся к Урсу. (12)Рас­ха­жи­ва­ла у дро­вя­но­го скла­да и всё по­смат­ри­ва­ла на Урса. (13)А он не об­ра­щал на неё вни­ма­ния. (14)Тогда Кэт по­до­шла к рыжей про­во­ло­ке и дёрнула так, что раз­дал­ся звон. (15)В два прыж­ка Урс очу­тил­ся рядом. (16)Глаза бле­сте­ли из-за шер­стя­ных со­су­лек, и жел­то­ва­тые клыки гроз­но об­на­жи­лись. (17)Он хрип­ло за­ры­чал, но Кэт сто­я­ла на месте. (18)Урс от­ры­ви­сто за­ла­ял и бро­сил­ся на про­во­ло­ку, ко­то­рая про­гну­лась и за­зве­не­ла. (19)В своей злобе он не по­чув­ство­вал шипов. (20)Кэт при­бли­зи­ла к нему по­си­нев­шее лицо и за­го­во­ри­ла.
(21)Ока­зы­ва­ет­ся, со­ба­ку мало кор­мить. (22)Не­об­хо­ди­мо, чтобы с ней раз­го­ва­ри­ва­ли. (23)С Урсом никто не раз­го­ва­ри­вал. (24)Пред­ставь­те себе, что мимо вас идёт мно­же­ство людей и никто вас не за­ме­ча­ет, никто с вами не раз­го­ва­ри­ва­ет. (25)Это по­тя­же­лее го­ло­да. (26)Чест­ное слово.
(27)Кэт за­го­во­ри­ла с Урсом. (28)Он рычал, рвал про­во­ло­ку, а она уго­ва­ри­ва­ла его, на­зы­ва­ла лас­ко­вы­ми име­на­ми, слов­но перед ней был бес­по­мощ­ный щенок, боль­ше­ла­пый, с шел­ко­ви­стой шер­стью, ещё не на­учив­ший­ся лаять.
(29)Урс, ко­неч­но, не по­ни­мал, о чём го­во­рит Кэт: со­ба­ка, с ко­то­рой никто ни­ко­гда не раз­го­ва­ри­вал, не по­ни­ма­ет слов. (30)Но он чув­ство­вал в го­ло­се длин­но­но­гой дев­чон­ки то, чего ему не­до­ста­ва­ло. (31)Он по­ни­мал не слова, а голос. (32)Её голос по­нра­вил­ся Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже на­кло­нил го­ло­ву набок – это пер­вый при­знак, что со­ба­ка слу­ша­ет, участ­ву­ет в раз­го­во­ре.
(34)Злоб­ный пёс стал под­жи­дать Кэт у ко­лю­чей про­во­ло­ки. (35)Когда она при­хо­ди­ла, Урс не­лов­ко махал хво­стом, ему это было не­при­выч­но.
(36)Она, ко­неч­но, при­но­си­ла ему кое-что, но для та­ко­го здо­ро­во­го пса кусок кол­ба­сы с хле­бом – ров­ным счётом ни­че­го. (37)Он ждал её не из-за кол­ба­сы.
(38)Кэт по­дол­гу сто­я­ла на мо­ро­зе перед дро­вя­ным скла­дом, а Урс сидел на снегу и смот­рел на неё сквозь шер­стя­ные со­суль­ки. (39)И вме­сто клы­ков вы­пус­кал кон­чик языка.
(40)Потом Кэт про­тя­ну­ла ему руку. (41)Он за­ры­чал по при­выч­ке и тут же под­жал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень сме­лой, или очень до­ве­ря­ла Урсу. (44)Она за­пу­сти­ла руку в его гряз­ную нечёсаную шерсть. (45)И он за­жму­рил глаза от сча­стья.
(46)В один из вос­крес­ных дней, когда склад был за­крыт, Кэт под­лез­ла под ко­лю­чую про­во­ло­ку и дви­ну­лась нав­стре­чу Урсу. (47)И люди, иду­щие мимо, за­вол­но­ва­лись, за­кри­ча­ли от стра­ха за глу­пую тон­ко­но­гую дев­чон­ку, ко­то­рая ока­за­лась лицом к лицу со страш­ным Урсом.
(48)Но она-то знала, что Урс доб­ряк. (49)И он не разо­рвал её на части, а тёрся куд­ла­той мор­дой о её ногу. (50)Кэт уса­ди­ла огром­но­го пса и стала расчёсы­вать его греб­нем. (51)Она рвала гре­бень изо всех сил – по­про­буй рас­че­ши та­ко­го! – но Урс не рычал, не огры­зал­ся. (52)Тер­пел. (53)Ему даже было при­ят­но, и он с бла­го­дар­но­стью по­гля­ды­вал на де­воч­ку. (54)Она дала Урсу какие-то ви­та­ми­ны для глаз. (55)И он лиз­нул их язы­ком. (56)Потом они пошли между шта­бе­лей дров, рядом, Урс и Кэт.

(По Ю. Яко­вле­ву*)  
* Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923–1996) – пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кэт удалось приручить злобного пса Урса?»
1) Кэт часто приносила Урсу хлеб с колбасой.
2) Урс очень любил, когда ему расчёсывали шерсть, и Кэт знала об этом.
3) Девочка дарила ему свою любовь и внимание, заставляя поверить в доброту людей и дружбу.
4) Пёс почувствовал, что девочка не боится его в отличие от других людей.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.
3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки.

4. Из предложений 25—28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 14—18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «страшно» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «дровяной склад» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

9. Среди предложений 40–48 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 
Когда она приходила,(1) Урс неловко махал хвостом,(2) ему это было непривычно. Она,(3) конечно,(4) приносила ему кое-что,(5) но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 53. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Урс,(1) конечно,(2) не понимал,(3) о чём говорит Кэт: собака,(4) с которой никто никогда не разговаривал,(5) не понимает слов. Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то,(6) чего ему недоставало. Он понимал не слова,(7) а голос.

13. Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 27—33 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.


15. 1. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. При­во­дя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Ф.И. Буслаева.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается.
Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Со­чи­не­ние пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

2. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт». При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 (два) ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. При­во­дя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Со­чи­не­ние пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ДОБРОТА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го текста, а вто­рой  — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Со­чи­не­ние пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

Комментариев нет: