Роль художественной литературы в нравственном становлении личности

           (1)Чехов как-то сказал: «Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло, но пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть». (2)Он был прав. (3) Моральные поучения и оценки автора могут лишь испортить произведение искусства, роман или драму. (4)Знаете почему?
           (5)Читатель или зритель часто ищет в произведении искусства своего рода прибежище, где он мог бы почувствовать себя свободным от обязанности самому действовать и судить тех, кто действует в художественном мире. (6) Читателю хочется видеть в произведении «течение жизни», а не ее самодовольный критический разбор с нравственных позиций, более или менее строгих. (7)Стало быть, никакой явной морали, иначе автора ожидает провал.
(8)Но это вовсе не значит, что произведение искусства лишено нравственной силы и оно не содержит скрытой морали. (9)У автора есть определенная концепция мира, которая раскрывается через происходящие действия и героев. (10)Толстой не говорит в «Войне и мире» или в «Анне Карениной», что такой-то образ жизни является безнравственным, но Пьер, но Левин говорят это, но читатель сам зачастую видит порочность поступков тех или иных героев.
(11)У самого Чехова тоже были нравственные принципы, которые нам хорошо известны. (12)Он выражал их прямо в своих письмах, а косвенно – в своих живых пьесах и рассказах. (13)Часто принципы эти выражались даже не через речи героев, а проговаривались самим «течением жизни» в чеховских произведениях.
(14)Это факт, что после чтения великого романа или просмотра прекрасной пьесы мы становимся лучше, добрее, милосерднее и чувствуем себя очищенными. (15)Мы испытали страсти: мы постигли, что время сглаживает, стирает все на свете, мы увидели, как ничтожны наши повседневные несчастья в сопоставлении с безмерностью событий и трагизмом великих страданий. (16)Мы научились признавать в других людях своих братьев. (17) Не думая о нравственности, мы стали более нравственными.
(А. Моруа)
*Андре Моруа (1885–1967) – всемирно известный французский писатель, ученый и литературный критик, автор романов, новелл, художественных биографий, литературных мемуаров, критических статей и философских эссе.



Проблемы:
1. Проблема морального поучения в литературе. (Должен ли автор в художественном произведении прямо выражать свою моральную оценку изображаемого?)
2. Проблема нравственного содержания художественной литературы. (Имеет ли литературное произведение нравственную силу и содержит ли оно в себе мораль?)
3. Проблема нравственного влияния художественной литературы на читателя. (Оказывает ли художественное произведение нравственное влияние на читателя?)
Позиция автора:
1. Прямые моральные поучения и оценки автора в художественном произведении неуместны, однако автор может выражать их косвенно: через речь и мысли героев произведения либо посредством самого хода событий в книге.
2. Литературное произведение обладает силой нравственного влияния на читателя и содержит в себе скрытую мораль.
3. Читатель испытывает нравственное влияние художественной литературы, даже если он в процессе чтения сам того не осознает.

Комментариев нет: