Раннее взросление детей


(1)В войну после уроков нас, школьников, приводили на завод и ставили за станки. (2)Каждый день по четыре часа мы делали шины для раненых. (З) Однажды мастер весело сказал:
— (4)Вот вам первая получка — талон на рабочий завтрак! (5)Только один. (6)Кто хочет первый?

(7)Нас было семь человек, мы стали ссориться, однако мастер утешил:
— (8)Талоны будут каждый день — все по очереди сходите. (9)Только учтите, рабочий день начинается рано и порции по этому талону выдаются до шести утра.
(10) Жребий идти первому пал на меня. (11) Чёрным утром, которое ничем не отличалось от ночи, сестра разбудила меня:
— (12)Эй, вставай, а то свою рабочую порцию проспишь!
(13)3ажав в кулаке талон, я шёл по дороге. (14)Меня пробирал холод. (15)Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди, которые заполняли дорогу впереди и позади меня. (16)Я ещё никогда не видел на этой дороге так много людей, и мне хотелось узнать, рабочие ли они и куда они идут. (17)И ещё похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон!
(18)В большой горячей столовой толкался народ. (19)Люди подходили, отдавали талоны, и им сыпали горячую картошку с мясом. (20)И я подошёл. (21)Какая-то женщина торопливо сказала:
— (22)Мальчик, здесь по рабочим карточкам — не мешайся!
(23)Я протянул талон — женщина поглядела на меня с уважением:
— (24)Надо же... (25)Уже [...]!
(26)Она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. (27)Я даже потерял дар речи. (28)Целая рабочая порция!
(29)Потом я пошёл домой. (30)И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного. (31)А навстречу шли и шли по дороге люди. (32)Они тоже были большие и сильные. (33) Теперь я понимал хорошо: это идут те, у кого в карманах есть талоны на рабочие порции.
(По А. Приставкину*)
*Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — российский писатель, общественный деятель.

Комментариев нет: