Вариант 102. Сила духа

                                               Репетиционная работа по русскому языку в форме ОГЭ
Вариант 102
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы  должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)Когда в Бе­ло­зер­ской школе пишут со­чи­не­ние о войне, учи­те­ля знают: у кого-то в тет­рад­ке обя­за­тель­но по­явят­ся сы­но­вья Пе­ше­хо­до­ва – Семён и Ва­си­лий. (2)Сы­но­вья или ки­нут­ся под танк, или ока­жут­ся в го­ря­щем Ста­лин­гра­де, или спа­сут пол­ко­вое знамя. (3)И, про­чи­тав, к при­ме­ру, о том, что Семён и Ва­си­лий пер­вы­ми та­ра­ни­ли фа­шист­ский «мес­сер», учи­те­ля не воз­му­ща­ют­ся и не дают волю крас­но­му ка­ран­да­шу. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В вос­крес­ные дни в люд­ных ме­стах Бе­ло­зер­ска по­яв­ля­ет­ся ста­рик с вы­цвет­ши­ми гла­за­ми. (6)Былой цвет опре­де­лить труд­но, слов­но глаза за­во­лок­ло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На ста­ри­ке сол­дат­ская гим­настёрка.
(8)Пе­ше­хо­дов не за­дер­жи­ва­ет­ся среди взрос­лых, его луч­шие при­я­те­ли и слу­ша­те­ли – ре­бят­ня. (9)Эти за­сы­па­ют во­про­са­ми, на ко­то­рые он от­ве­ча­ет с ве­ли­кой охо­той. (10)Более того, он ждёт этих во­про­сов и, от­ве­чая на них, ис­пы­ты­ва­ет уди­ви­тель­ное чув­ство, зна­ко­мое лишь за­сы­ха­ю­ще­му де­ре­ву, когда на его уз­ло­ва­той мёртвой ветке не­ожи­дан­но за­зе­ле­не­ет ли­сток.
– (11)Де­душ­ка Пе­ше­хо­дов, верно, что ты на войне до Бер­ли­на пеш­ком дошёл? – спра­ши­ва­ет ста­ри­ка кто-то из ма­лень­ких со­бе­сед­ни­ков.
(12)И ста­рик от­ве­ча­ет:
– (13)Прошёл до Бер­ли­на… пеш­ком. (14)И фа­ми­лия моя по­то­му Пе­ше­хо­дов.
– (15)А ты не устал?
– (16)Устал. (17)Что по­де­ла­ешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сы­но­вей так и не до­гнал.
– (20)Они быст­ро шли?
– (21)Быст­ро.
– (22)Пеш­ком?
– (23)Пеш­ком. (24)Они же у меня Пе­ше­хо­до­вы… (25)Толь­ко сы­но­вья мо­ло­же. (26)Ноги у них рез­вые. (27)Я не по­спе­вал за ними.
(28)По­сте­пен­но кру­жок слу­ша­те­лей уве­ли­чи­ва­ет­ся. (29)При­хо­дят но­вич­ки и те, кто уже много раз слу­шал де­душ­ку Пе­ше­хо­до­ва. (30)Эти за­ра­нее знают его от­ве­ты, но тер­пе­ли­во мол­чат. (31)У них со ста­ри­ком как бы разыг­ры­ва­ет­ся спек­такль. (32)И каж­дый хо­ро­шо знает свою роль.
– (33)Де­душ­ка Пе­ше­хо­дов, – уже в ко­то­рый раз спра­ши­ва­ют ре­бя­та, – а кто в пер­вый день войны встре­тил нем­цев под Бугом?
– (34)Мои сы­но­вья, Семён и Ва­си­лий, – как бы впер­вые от­ве­ча­ет ста­рик.
– (35)А кто в Ста­лин­гра­де стоял до по­след­не­го ды­ха­ния?
– (36)Мои сы­но­вья, Семён и Ва­си­лий.
– (37)А кто гру­дью упал на вра­же­скую ам­бра­зу­ру?
– (38)Мои сы­но­вья…
(39)И тут, как бы желая за­дать ста­ри­ку за­да­чу, кто-ни­будь обя­за­тель­но спра­ши­ва­ет:
– (40)Как же они до Бер­ли­на дошли, если гру­дью на ам­бра­зу­ру, а там пулемёт?
(41)Нет, не собьёшь ста­ри­ка!
– (42)Они под­ня­лись с ам­бра­зу­ры и за­ша­га­ли даль­ше, – не­воз­му­ти­мо от­ве­ча­ет он, и в его гла­зах, за­сте­лен­ных дымом, про­сту­па­ет такая не­по­ко­ле­би­мая уве­рен­ность, что никто из слу­ша­те­лей уже не ре­ша­ет­ся усо­мнить­ся в сло­вах ста­ро­го сол­да­та.
(43)А к тому вре­ме­ни уже го­то­вы новые во­про­сы, и ста­рик от­ве­ча­ет на них сдер­жан­но и до­стой­но.
– (44)А на Кур­ской дуге кто за­дер­жал «тиг­ров» и «фер­ди­нан­дов»?
– (45)Мои сы­но­вья…
– (46)А кто в Бер­ли­не Крас­ное знамя над рейхс­та­гом под­нял?
– (47)Мои сы­но­вья…
– (48)Везде по­спе­ва­ли?
– (49)Везде. (50)Ноги у них мо­ло­дые. (51)Шли, шли без от­ды­ха, а вер­нуть­ся с войны домой сил не хва­ти­ло.
– (52)Так и не вер­ну­лись?
– (53)Так и не вер­ну­лись. (54)Спят в мо­ги­ле.
(55)И тогда кто-то из ребят ре­ша­ет­ся спро­сить:
– (56)Где их мо­ги­ла?
(57)Ста­рик рас­прям­ля­ет­ся, и веч­ный дым, сто­я­щий в его гла­зах, раз­ве­и­ва­ет­ся. (58)Он го­во­рит:
– (59)Мои сы­но­вья спят во всех сол­дат­ских мо­ги­лах. (60)По всей род­ной земле.
(61)И от­то­го, что сы­но­вья де­душ­ки Пе­ше­хо­до­ва спят во всех брат­ских мо­ги­лах, дет­ские го­ря­чие умы снова пре­вра­ща­ют их в бы­лин­ных ге­ро­ев, го­то­вых проснуть­ся, когда пробьёт час! 
(По Ю. Яко­вле­ву*)  
* Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923–1996) – пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старик Пешеходов любит общаться не со взрослыми, а с ребятнёй?» 
1) Ребята не задают сложных вопросов, на которые старик не мог бы дать ответы.
2) Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.
3) Сыновья Пешеходова – давние друзья мальчишек.
4) Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
2) Прошёл до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

4. Из предложений 28–32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - приближение.

5. Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется
правилом: «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените разговорное слово «засыпать» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «солдатские могилы» (предложение 59), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

9. Среди предложений 33–40 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 
Сыновья или кинутся под танк,(1) или окажутся в горящем Сталинграде,(2) или спасут полковое знамя. И,(3) прочитав,(4) к примеру,(5) о том,(6) что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер»,(7) учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Пешеходов не задерживается среди взрослых, (1) его лучшие приятели и слушатели – ребятня. Эти засыпают вопросами,(2) на которые он отвечает с великой охотой. Более того,(3) он ждёт этих вопросов и, (4) отвечая на них,(5) испытывает удивительное чувство, (6) знакомое лишь засыхающему дереву, (7) когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

13. Среди предложений 55–61 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.


15.1. Напишите сочинение-рассуждение, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения? Это синтаксис».  Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го текста. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском материале. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми А.А. Реформатского. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та текста: «И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из про­чи­тан­но­го текста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения. Приводя примеры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те цитирование. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

15.3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние словосочетания СИЛА ДУХА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами определение. На­пи­ши­те сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами определение. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) примера-аргумента, под­твер­жда­ю­щих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из про­чи­тан­но­го текста, а второй — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов. Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

Комментариев нет: